Полуночные танцы

«Теперь уже не то в предмете: Мы лучше поспешим на бал, Куда стремглав в ямской карете Уж мой Онегин поскакал». Сам Онегин мог позволить себе не спешить и явиться на бал к полуночи: пушкинский денди не был отягчен служебными обязательствами, что давало возможность вести полуночной образ жизни. Привычка вставать поздно считалась среди дворян шиком, не только отделяющим их от простого народа, но и выделяющих среди служащих собратьев. Таких молодых людей в Петербурге 20-х годов 19 века было не очень много. Однако на балы съезжались как светские львы, так и помещики, и служивые люди.

Фото: trianon-studio.ruЖизнь столичного дворянства 18 – начала 19 века четко делилась на семейную и государственную. А на балу это противопоставление снималось: здесь объяснялись в любви и продвигались по службе. При этом дворянин был своим среди своих. Балы являлись, таким образом, формой организации коллективного дворянского быта.

 

 

 

 

История с географией

Картина: Wilhelm GauseНачало балам положили французские придворные празднества 14-16 веков, за точку отсчета европейской бальной культуры принято брать танцевальные торжества по случаю свадьбы Карла VI с Изабеллой Баварской в Амьене в 1385 году. Во времена Людовика XIV балы обрели знакомую нам форму и обросли характерным церемониалом. В России балы появляются в эпоху Петра I. На петровских ассамблеях гости должны были демонстрировать не только умение танцевать (в противном случае царь, будучи ловким танцором, мог и наказать), но навыки светского общения. Паузы между танцами заполняли игра в шашки и шахматы, курение трубки и распитие алкоголя.

В эпоху женщин на русском престоле балы достигли своего размаха, Екатерина Великая особенно поощряла развитие танцевального искусства и бальной культуры, веря в силу русской поговорки: «народ, который поет и пляшет, зла не думает». Екатерининские балы могли соперничать в пышности с версальскими.

Картина: Елена Самокиш-СудковскаяБальный сезон в России начинался в Рождество и длился до начала Великого поста. Помимо придворных балов в Петербурге, присутствие на которых членам известных фамилий фактически вменялось в обязанность, существовали и более непринужденные московские танцевальные вечера. Существовали также семейные и детские балы. Даже они обходились хозяевам во внушительную сумму. «Давал три бала ежегодно и промотался наконец», - пишет Пушкин об отце Онегина.

А сам же герой предпочитал ездить по балам, а не устраивать их. Кстати, разбирать в «постеле» записочки с приглашениями на вечер Евгений вряд ли мог: их рассылали адресатам за несколько недель до события. А день молодого человека начинался довольно поздно. После «утреннего» кофе или чая петербургские франты в 2-3 часа дня отправлялись на прогулку, которая сменялась обедом примерно в 4 часа. Промежуток времени между рестораном и балом часто заполнял театр. На московские балы 20-х годов 19 века гости начинали съезжаться после 9 часов вечера, в более светском Петербурге время начало вечера сдвигалось примерно на час, главные щеголи приезжали к полуночи.

Структура и композиция

Начинался бал торжественным полонезом, сменившим менуэт в функции первого танца. Танцевать полонез должны были все присутствующие, даже если в течение вечера они не собирались вставать из-за карточного стола. Впоследствии балы стали открываться вальсом, который еще в начале века считался непристойным . В Вене в 1810е годы было запрещено вальсировать более 10 минут подряд. Французский современник писал: «Я понимаю, почему матери так любят вальс, но как они разрешают танцевать его своим дочерям?» Во время вальса тела танцоров сближались, как никогда прежде, что, как считалось, унижало достоинство женщины. Вальс, набиравший популярность после Французской революции, воспринимался как признак обуржуазивания, но будучи любимым молодежью, был допущен на бал как дань нового времени.

Фото: trianon-studio.ruЗа первым танцем, в соответствии с определенным порядком, следовали вальсы, польки, кадрили, мазурки, разбавляемые чередой мелких танцев. Каждый танец задавал новое настроение балу и соответствующий тон разговорам. Вольные шутки, робкие признания и решительные объяснения, - всему был свой танец. Характерный пример находим у Толстого. Влюбленная во Вронского Кити ждет признания в соответствии с бальным этикетом: «Во время кадрили ничего значительного сказано не было. Но Кити и не ожидала большего от кадрили. Ей казалось, что в мазурке все должно решиться». Мазурка составляла кульминацию бала и всегда была расписана у дам заранее. Этот танец занимал особое место в бальной композиции еще и потому, что за ним следовал ужин: приглашение на мазурку подразумевало, что кавалер после танца отведет даму к столу и будет развлекать светской беседой.

Аристократизм и наши дни

Фото: trianon-studio.ruВне зависимости от веяний моды, умение танцевать было обязательным для дворянина. Неуклюжесть движений, некрасивость жестов и незнание этикета выдавали неблагородное происхождение. В дворянской среде обучению танцам уделялось большое внимание с раннего детства: сначала дома, затем в гимназиях, кадетских корпусах или институтах благородных девиц. Балетная муштра вырабатывала соответствующие умения и надлежащую осанку к 10-12 годам – времени первых детских балов. А с 16 лет можно было выезжать в свет. Первый взрослый бал – событие, сопоставимое по значимости сегодня с окончанием института или первой работой – знаменовало начало взрослой жизни.

К счастью, и в наши дни бальная культура находит своих адептов. Школы исторического танца проводят регулярные танцклассы, балы и фестивали. Выучить менуэт, понять, чем отличается па галя от па курю, чтобы затем блеснуть на танцевальном вечере, сегодня можно во многих городах России. Жаль только ездят на бал сегодня не в каретах, а на метро.

Полина Мандрик, 26, Москва

Copyright: To4ka-Treff
Сентябрь 2012