Ассоциация
Исторического и
Социального
Танца
Ассоциация Исторического и Социального Танца

Этикет

Бальный этикет начала XIX века

Бальный этикет начала XIX века

"Он может иметь прекрасные манеры, производить прекрасное впечатление;
но он не обладает бережным отношениям к чувствам других, которое разумеет
анличанин под истинной любезностью".
Джейн Остин, "Эмма"

Первым обладать все джентльмены и дочери джентльменов обязаны, ко второму нужно стремиться.


Общий этикет

  1. Без перчаток на бал появляться нельзя. Если вы замечаете, что они часто рвутся, то берите с собой вторую пару, ну или оставайтесь в порванных, но ни в коем случае не с голыми руками.
  2. Будьте вежливыми и предупредительными, внимательными и галантными. Если вы не знаете, как себя вести, то представьте, что перед вами король или королева, и все получится само собой.
  3. Если познакомились с кем-то в хорошие для этого человека времена, то забыть о нём в плохие - невежливо.
  4. Если дама подходит к сидящим, то кавалеры встают и не садятся до тех пор, пока дама не отходит или не садится.
  5. Для особо рьяных: в зал семья входит по старшинству: отец с матерью, замужние сёстры, девицы.
  6. Перед дамой открываются двери, она пропускается вперёд всегда. Младшие пропускают старших вперёд.
  7. Прежде чем иметь дело с незнакомым человеком, он должен быть вам представлен общим знакомым.


Этикет для кавалеров

  1. Если вы пришли на бал, то попадаете в распоряжение танцмейстера и его дамы. Они могут вас попросить потанцевать с определенной дамой. Отказаться выполнять такую просьбу нельзя. Так же вас может попросить об этом ваши знакомые почтенного возраста. Даме этой надо выказывать полное внимание, быть с ней галантным и учтивым.
  2. Если вы видите, что какая-нибудь дама одиноко сидит у стенки уже который танец, то верхом галантности будет пригласить ее на танец. Она вам будет очень признательна. Знайте, именно вы можете сделать бал волшебным для каждой дамы.
  3. Если вы не танцуете, то не заслоняйте даму от других кавалеров.


Приглашение на танец

  1. Если вы хотите пригласить незнакомую даму, то сначала представляетесь, потом произносите фразу: "Позвольте, сударыня, иметь честь пригласить вас на (название танца)".
    Если вы хотите пригласить вышеозначенную даму повторно, то сперва представляетесь её родителям (представлять вас должна не дама) и только с их разрешения и одобрения, приглашаете.
    Обратите внимание, если вы танцевали с замужней дамой (а по тому, как она представилась, будет ясен её статус), то разрешения ни у кого спрашивать не надо, ибо замужняя дама считается существом самостоятельным.
  2. Если вы хотите пригласить знакомую даму, то здороваетесь (если раньше не сделали) и произносите фразу: "Не откажите мне в удовольствии танцевать с вами (название танца)".
  3. Если дама отказала вам в танце по причине того, что уже приглашена, то вы обязаны спросить, какой именно танец она может вам предоставить, и пригласить на этот танец.
  4. Пригласить даму и забыть про это - недопустимо (Записывайте все в бальные книжки).
  5. Если дама случайно отдала вам и еще одному кавалеру танец, то вы должны остаться и развлекать ее в продолжение всего танца разговорами. Освободить от этой обязанности может только сама дама. Если она так сделала, то не забудьте пригласить ее на другой танец.
  6. Если вы и еще один кавалер одновременно приглашаете даму на танец, то дама может прибегнуть к небольшой лжи, сказав, что один из вас ее пригласил. Если это были не вы, то вы должны поверить, не обижаться и не настаивать. Если хотите, можете ее пригласить на другой танец.
  7. Если вы хотите пригласить одну даму, но это приглашение приняла на свой счет другая дама, то ни тени неудовольствия не должно быть на вашем лице. Дама ни в коем случае не должна понять, что ошиблась.
  8. Танцевать часто с одной дамой, если это не котильоны, и большое количество танцев за один вечер могут только родственники (муж с женой, братья с сёстрами) и жених с невестой. В остальных случаях это может бросить тень на репутацию вашей дамы, а вам, как честному джентльмену, придётся на ней жениться.


Во время танца

  1. Когда объявили танец, найдите даму, поклонитесь ей, извинитесь перед ее окружением коротким кивком, предложите ей руку и введите в круг танцующих. В зависимости от танца поклонитесь или перед тем, как заиграет музыка, или во время музыкального вступления.
  2. Никогда не вставайте впереди первой пары и в середине ряда.
  3. Подстраивайтесь под шаги дамы, запомните, шаги у нее короче ваших.
  4. Смотрите на даму во время танца, в конце концов, для этого вы ее пригласили.
  5. Развлекайте даму светскими разговорами. Говорите на темы, которые ей приятны.
  6. Если вы ошиблись, то извинитесь, но при этом не застывайте на месте.
  7. Если вы видите, что дама устала и не в состоянии продолжать танцевать, то под руку выведите ее из круга танцующих, усадите на ближайший стул и принесите воды по ее желанию.


После окончания танца

  1. После окончания вальса или другого быстрого танца не отпускайте сразу руки дамы, пусть сделает реверанс, опираясь на вашу руку.
  2. Когда музыка закончилась, то поклонитесь даме, поблагодарите за танец и спросите, куда ее отвести. Потом предложите руку и проводите. Еще раз с поклоном поблагодарите за танец.
    Спросите, не принести ли даме воды, фруктов, конфет. Исполните ее просьбу. Если дама вам знакома, то можете несколько минут с ней поговорить. Это же касается всех котильонов!!!! Не бросайте даму по середине зала!


Этикет для дам

Будьте скромны, благовоспитанны, умейте поддержать светскую беседу остроумными замечаниями и вопросами. Сохраняйте ровное и доброжелательное настроение.


Приглашение на танец

  1. НИКОГДА НЕ ПРИГЛАШАЙТЕ КАВАЛЕРА САМОСТОЯТЕЛЬНО!
  2. Если вас пригласил кавалер на танец заранее, то вы должны поблагодарить реверансом и запомнить танец. Лучше записать в бальную книжечку, а не полагаться на девичью память.
  3. Если вы приглашены на танец, который будет совсем скоро, то не удаляйтесь от бальной залы, чтобы кавалер не бегал и вас не искал.
  4. Если вы отказали одному кавалеру, то вы не имеете права танцевать этот танец с другим. Это кокетство самого дурного тона (Это не касается случаев, если вы уже на этот танец были приглашены другим кавалером).
  5. Если вас приглашают сразу два кавалера на один танец, то можно прибегнуть к небольшой лжи и сказать, что один из них пригласил вас раньше. А лучше отказаться от танца, сославшись на усталость.
  6. Если вы случайно обещали двум кавалерам один танец, то опять же сошлитесь на усталость и откажитесь его танцевать.
  7. Если вы обещали танец, но забыли про это, то вы обязаны пообещать пострадавшему кавалеру любой другой танец на его усмотрение.
  8. Если вы замечаете, что один кавалер приглашает вас слишком часто, то поблагодарите и откажитесь с некоторой холодностью или деликатно посоветуйте ему обратить внимание на других дам.


Во время танца

  1. После реверанса кавалеру, коснитесь предложенной руки только пальчиками. Не надо на нее опираться всем весом.
  2. На все поклоны кавалера отвечайте реверансами.
  3. Смотрите на кавалера, поддерживайте светский разговор.
  4. Старайтесь сгладить или не заметить ошибок партнера, не падайте в обморок, если сами ошиблись.


После танца

  1. Сделайте реверанс, положите пальчики на предложенную руку, скажите, куда вас отвести. На нужном месте поблагодарите кавалера. На все его вопросы отвечайте вежливо, но не задерживайте подле себя надолго. Не лишайте других дам кавалеров.
  2. Не давайте кавалеру на сохранение веер или платок, потому что это может служить доказательством, что вы приглашаете его остаться рядом с собой, а это признак дурного тона.


Обращения друг к другу

Так как в Англии того времени "ты" и "вы" обозначаются одним словом , то каждый понимает его из условий контекста. В русском же языке эти два слова различны, поэтому и правила этикета адаптированы под русский язык.

  1. Все обращаются к друг другу на Вы за исключением особых случаев, которые будут прописаны ниже.
  2. Родители - к детям. Родители зовут детей по имени и на ты.
  3. Дети - к родителям. Дети, как правило, обращаясь к родителям, называли их "сударыня" (или "мэдэм", "мэм" и "сэр". Если отношения сердечные, то наедине можно называть "папенька", "маменька", но лучше официальный вариант.
  4. Родители друг друга. Жены и мужья, даже в кругу семьи, говорят друг о друге "мистер" и "миссис"; та же форма употреблялась и при обращении друг к другу (например, "мой дорогой мистер Беннет", "уважаемая миссис Беннет".
  5. Братья и сёстры между собой могут называть друг друга на ты, но если в семье холодные отношения или разница в возрасте велика, то младшие сёстры зовут старших братьев на вы.
  6. Родственники. При обращении к родственникам широко употреблялись слова, обозначающие степень родства (кузен, свояк, деверь, золовка, тётя, дядя, брат, сестра, сын. НО! Обращение "дочь" не употреблялось!). Например, "Мой дорогой брат", - обращается миссис Беннет к мистеру Гардинеру.
    По правилам той эпохи муж сестры, так же как и жена брата считались братом или сестрой соответственно.
  7. Незнакомые или коротко знакомые люди. Обычно к ним обращаются так, как они представятся.

    * Сыновей при живом отце зовут по имени-фамилии (например, мистер Джон Дэшвуд). Если отец умер, то старшего сына зовут по фамилии (мистер Дэшвуд), а остальных по имени-фамилии (мистер Ричард Дэшвуд).
    * Старшую дочь зовут по фамилии (мисс Беннет), остальных по имени-фамилии (мисс Элизабет Беннет, мисс Лидия Беннет).
    * В обращении между молодыми людьми наблюдалась большая сдержанность. Даже будучи хорошо знакомы друг с другом, они употребляли формы "мисс" и "мистер" с фамилией; по имени назывались лишь близкие родственники либо подруги, с которыми дружили с пелёнок и стали практически сёстрами. Иногда употреблялась компромиссная форма - "мисс" в сочетании с именем (а не фамилией, как обычно). Обращение по имени при кратком или далёком знакомстве считалось признаком дурного воспитания.
    * Женщины, говоря о мужчинах, обычно употребляли слово "мистер" и фамилию; впрочем, на рубеже веков наблюдалось и употребление просто фамилии без слова "мистер". Употребление этой формы в обращении, однако, свидетельствует об известной вольности и фамильярность, а иногда и вульгарности.


  8. Употребление или опущение имени при фамилии имеет всегда определённый смысл.


Представление незнакомых людей друг другу

Общее пожелание: при знакомстве присовокуплять небольшую информацию о человеке, которого знакомите.

  1. Младших по возрасту и рангу представляют первых вышестоящим.
  2. Мужчин первых представляют женщинам. Например, «Миссис Гардинер, позвольте Вам представить мистера Мура. Мы с ним служим в одном полку. Мистер Мур, это моя тётя».
  3. Если вы представляете людей одного возраста, статуса и пола, то сначала представляете менее знакомого вам человека более знакомому.
  4. Членов своей семьи представляют без указания фамилии, например, «мой сын Джордж». Чаще всего их представляют по старшинству.
  5. Следует помнить, что принято представлять детей и супругов знакомым, но знакомых — родителям.

Близко к знакомству стоит и правила приветствия людей.


Право первенства при приветствии

Основополагающий принцип: младший по возрасту или рангу всегда приветствовал первым. Проигнорировать приветствие во все времена считалось оскорблением, поэтому к 19 веку сложилось правило, по которому дама должна была здороваться с мужчиной первой, так как только она могла решить, признавать знакомство с ним или нет.


Титул при обращении

Тесно связано с приветствием и обращение, так как оно также предполагает подчеркнутое узнавание человека. Обращаясь к кому-либо, всегда необходимо было четко помнить и произносить его имя и титул, так как ошибка в названии титула могла быть чревата самыми неприятными последствиями. Так, лорд Честерфилд в 18 веке предостерегал сына от невнимательности в названии титула собеседника, поскольку ошибки, равно как и краткие ответы типа «да» и «нет», являлись оскорбительными, обнаруживая непростительную забывчивость или неуважение.


Рукопожатие и поцелуй руки

В 19 веке поцелуй руки сохранился только по отношению к замужним дамам, при приветствии девушек ограничивались поклоном.


Поцелуй как форма приветствия

В разные времена в качестве одной из форм приветствия в Европе получают распространение поцелуи. Часто так здоровались друг с другом женщины, иногда приветственные поцелуи распространялись более широко.


Поклоны и коленопреклонение

Поклон также имеет давнюю историю. Изначально посредством поклона обозначалось признание первенства другого. Принцип ранжирования поклонов: «чем выше приветствуемая персона, тем ниже поклон». Поклон, как правило, сопровождался снятием головного убора или прикосновением к нему. Вышестоящий отвечал на него кивком головы. Дама слегка склонялась, а приветствуя более знатного или старшего, делала реверанс. Реверанс как форма поклона, принятая для молодых девушек, сохранился и в 19 веке. Постепенно, с демократизацией этикетных норм, среди равных стало принято лишь слегка наклонять корпус при приветствии.


Ритуал прощания

Ритуал прощания, тесно связанный с приветствием, в зависимости от обстоятельств включал в себя поклон, поцелуй руки или прощальное рукопожатие. Для выражения почтения еще в средние века было принято провожать уходящего.

Статья взята с сайта студии "Академия Изящных Искусств" г. Челябинск



Возврат к списку


Полезные статьи


Почему именно исторические танцы?

В марте-апреле 2020 года, мы, студия исторического танца «Трианон», решили провести исследование на тему «Почему именно исторические танцы?».


Почему именно исторические танцы?

В марте-апреле 2020 года, мы, студия исторического танца «Трианон», решили провести исследование на тему «Почему именно исторические танцы?».
Мы сделали анкету, в которой люди ответили на вопросы о том, откуда они узнали об исторических танцах, как пришли, почему задержались, что им нравится или не нравится.
Мы сделали это для того, чтобы у нас, и не только, была возможность улучшить свою работу, чтобы лучше понять людей и их взгляды, чтобы привлечь в наше движение больше народа. В этот статье кроме обобщённых данных мы иногда высказываем свои мысли, их не стоит принимать как непреложную истину. Каждый человек имеет свой взгляд на мир, и это очень здорово!
Мы благодарим всех, кто принял участие в опросе!
И мы рады поделиться с вами результатами.

Опрос был полуанонимный, т.е. кто хотел, могли написать своё имя или оставить пропуск в этом вопросе.
В опросе было 5 частей:

1) Общая
2) Занятия
3) Балы и танцевальные вечера
4) Выступления
5) Заключение

Часть 1: Общая

1.1 Город

Здесь пришлось немного скомпоновать некоторые небольшие города в областях крупных центров. Так, например, Мытищи, Химки и Долгопрудный были присоединены к московским ответам.


1.2 Возраст




1.3 Сколько лет вы занимаетесь?




1.4 Как вы узнали об исторических танцах?


1.5 Какая эпоха вас больше всего привлекает?



1.6 Что вас больше всего привлекает в пространстве исторических танцев?


Вторая часть нашего опроса посвящена занятиям.

2.1 Почему вы решили пойти на занятия?

В этом вопросе кроме выборки ответов можно было дополнительно написать свои причины, почему решились прийти.
Большая часть ответов сводилась к тому, что людям нужно было снять стресс и/или сменить обстановку, некоторые пришли вслед за своими друзьями и/или второй половинкой.
Интересно было прочитать, что для некоторых основной причиной явилась возможность совместить занятие классикой с социальными танцами, а также понравилось деление групп (новички, продолжающие, группы по векам и танцам).
Также важную роль сыграли эстетика исторического сообщества и возможность получить уверенность в себе.

2.2 Чем для вас являются занятия историческими танцами?

И в этом вопросе тоже можно было добавить свой вариант, но их было немного.
Для некоторых людей танцы - это уже работа, а не хобби.
Интересный ответ: возможность путешествовать не просто так.
Также для некоторых основное - это эстетика и романтика отношений.


2.3 Что для вас самое важное на классах?

В этом вопросе не было возможных вариантов ответов, все отвечали сами.
Мы сгруппировали основные ответы и выделили некоторые, самые запоминающиеся.
Прежде всего, почти пятьдесят процентов опрошенных написали, что самое важное для них - это атмосфера, настроение, общение. Люди приходят для того чтобы морально отдохнуть, получить порцию позитива, снять стресс. Очень важен коллектив: дружественность, адекватность, и, главное, взаимное уважение.
Кроме атмосферы очень многие написали, что для них крайне принципиальна личность преподавателя. Часто люди приходят и остаются только из-за харизмы преподавателей, им важны: профессионализм, адекватность, увлеченность, корректность. И, конечно, настаивают на качестве, интересности и хорошей подаче материала.
Кроме этого, танцорам важно познание нового: разминка, хореография, техника, интересные движения и новые танцы.

Интересные ответы:
- В первую очередь, люди - преподаватели и танцоры. Во вторую - баланс между техникой и изучением танцев.
- Искренность и заинтересованность.
- Уйти с осознанием того, что многого ещё не знаю, но, постепенно, становлюсь лучше.
- Разбор нового, коллективное постижение интересного и сложного танца.
- Увлечённость окружающих, в первую очередь, педагога.
- Чтобы не просто давали схему, но объясняли технику, нюансы исполнения и исправляли ошибки. Хочется танцевать красиво, а не просто как-нибудь.
- Удовольствие от владения своим телом, от хорошо станцованного задания.
- Чтобы преподаватель давал достаточный уровень техники, а не 2 притопа 3 прихлопа.
- Психологический микроклимат, отсутствие чрезмерной психологической нагрузки.
- Глубокий подход и доброжелательная атмосфера. Мне хочется, чтобы классы настраивали на бал, на порядки того времени.
- Чтобы информационное наполнение занятий было пропорционально физическому.

2.4 Чего не хватает на классах и может быть вы бы хотели предложить что-то?

В этом вопросе не было возможных вариантов ответов, все отвечали сами.
Нам кажется, что этот вопрос крайне важен для понимания того, как улучшить нашу работу, как сделать так, чтобы людям было комфортнее на классах.
В целом, многие ответили, что всё хорошо, и это не может не радовать!
Но кроме этого были и пожелания:
Примерно 40% ответивших попросили мастер-классы не только по танцам. Их интересуют этикет, бальные причёски, шитьё (в частности, выкройки).
Для очень многих важно получать больше техники, хореографии и исторических экскурсов.
Часто не хватает количества занятий, повторений старых танцев и, конечно, многим не хватает кавалеров.
Были ещё запросы на большее соблюдение дисциплины.
И весьма милые просьбы: побольше устраивать чаеперерывов для поддержания дружеской обстановки и общения.

Ответы:
- Больше кадрилей от Фабио Моллика (несколько человек так ответили).
- Меньше заострять внимание на половой принадлежности танцоров.
- Поведение самих участников порой огорчает, ибо люди разные ходят. Было бы круто, если народ будет откидывать свои предубеждения на время занятий.
- Непонятно как разделить людей на разные группы: если есть те, кто ходит 1-3 года, но уровень их исполнения чуть лучше, чем у новичков, и есть новички, которые вообще ничего не умеют. В одну их группу не поставишь - первым будет уже неинтересно в обществе новичков, но технику улучшать нужно с нуля.
- Я бы более тщательно делила участников классов по уровням. Сама при этом ходила бы для "начинашек" тоже. Мне, кроме танцев, интересна методика грамотных преподавателей.
- Нужен упор на социальное взаимодействие в танцах, как по мне, так на каждом занятии, чтобы у людей было на уровне рефлексов (а то некоторые даже партнёра не видят, не говоря уже о взаимодействии с визави и пр.), танцевать с человеком, находящимся глубоко в себе, как-то странно.
- Хотелось бы учить новый танец до полного закрепления материала, чтобы включалась физическая память. Изучение нового танца на 2-3-х уроках и переход к новым не даёт закрепления материала. Хотелось бы более часто повторять изученное.
- Хотелось бы иногда репетировать знакомые танцы под альтернативные варианты музыки.
- Немного истории о танцах и событиях того времени, изучение французского языка.
- Когда идут регулярные занятия, а не подготовка к конкретному мероприятию, иногда не хватает мотивирующей видимой цели.
- Не хватает понимания как правильно вести, и чему стоит доверять а чему нет. Я боюсь сам себя, мало того, я ещё и вкладываю много смысла в танец. И не готов танцевать с некоторыми девушками, а приходится. И тем, может, огорчаю их, а не хочется.
- Занятия порой бывают весьма поверхностными и сводятся к запоминанию схемы. Этим страдает большинство студий.
- Пропаганда чистоты нашей речи с акцентом на НАШИ культурно-нравственные традиции. Например, называть друг друга по Имени Отчеству и т.д.

Немного наших мыслей по этому поводу:
- Прежде всего, каждая студия имеет право устанавливать свои правила, и это хорошо. Если в одной студии называют друг друга по ИО, то абсолютно необязательно всем повторять это. Так, например, в студенческой среде это выглядит, по меньшей мере, странно.
- Мы поддерживаем людей, которые ратуют за взаимоуважение. Для нас главное - это то, что человек пришёл танцевать, хочет учиться и развиваться, и нам абсолютно неважно, какую роль он при этом играет, главное - комфорт.
- Опыт разных танцев – это важно. Гораздо важнее, чем заучивание схем. Если вы знаете какое-то количество движений, шагов, связок, то вам будет проще понимать и запоминать разные танцы. Знание техники, а не схем, помогает быстрее схватывать незнакомый материал, ориентироваться в новых ситуациях.

2.5 Насколько для вас важна личность преподавателя?



2.6 Имеет ли для вас значение ваш танцевальный зал и его расположение?

Здесь, честно говоря, мы надеялись, что людям будет неважно расположение зала, если всё остальное их устраивает, но...

2.7 Какая для вас приемлемая стоимость занятий историческими танцами (за одно занятие)?

Третья часть нашего опроса посвящена мероприятиям: Танцевальные вечера, Балы, Фестивали



3.1 Насколько важно для вас посещение мероприятий?





3.2 Что вам важно на большом балу?

Нужно каким-то образом разнести понятия "Бал" и "Танцевальный вечер".
Здесь мы отталкиваемся от "идеального бала в вакууме" - идеального бала для каждого определённого человека. Что есть бал? Это яркое событие, на котором должны присутствовать определённые факторы, чтобы человек почувствовал себя в сказке, в фильме, в прошлом, погрузился в определённую атмосферу. Понятно и то, что для больших городов в европейской части страны и маленьких городов на периферии Бал тоже будет отличаться. Так, немногие города могут похвастаться историческими зданиями, во многих невозможно найти оркестр, который играл бы нужные танцевальные мелодии и т.д.
Так что же должно быть на балу, чтобы бал был именно Большим Балом:

3.3 Что вам важно на танцевальном вечере?

Здесь, наоборот, мы отталкиваемся от идеи не пафоса, а уюта. Внутриклубные танцы со своей неповторимой обстановкой.


3.4 Без чего бал - не бал?


В этом вопросе не было возможных вариантов ответов, все отвечали сами.
Большинство танцующих отвечали, что атмосфера - это самое важное на балу. Что же такое атмосфера? На самом деле для каждого человека это что-то своё. Для одного атмосфера - это натанцеваться до упаду, для другого - хорошая картинка, для третьего - романтика прошлого. И за счёт того, что все люди разные и все приходят за разными вещами, появляется своя изюминка мероприятия. Для нас атмосфера - это радость и удовольствие каждого человека: организаторов, распорядителя, танцоров, музыкантов, обслуживающего персонала.

Что ещё интересно, для многих людей бал определяет количество участников (до 30 человек - не бал), хороший распорядитель, колорит эпохи и тематика мероприятия, а также наличие хорошей танцевальной программы.

Для некоторых бал не считается балом, если это не реконструкция. В нашей студии, к примеру, именно к этому относятся настороженно. Реконструкция - понятие относительное, мы не можем вернуться в прошлое и посмотреть как там было. Мы пользуемся всеми благами цивилизации, не отказываясь от них (никто ещё не реконструировал туалетные комнатки). Наши костюмы пошиты далеко не по тем технологиям, которые были в прошлых эпохах. И так далее. Но мы, несомненно, считаем, что каждый имеет право думать не так, как мы.

И несколько ответов особенно забавны тем, что для многих бал не бал без фото.

Ответы:
- Без своего коллектива.
- Для меня самое важное - это атмосфера, воодушевление, радость от общения. В то же время важен баланс между историчностью и удовольствием от танцев.
- Без выдержанного стиля.
- Без хорошего организатора, подход которого мне близок.
- Без ощущения волшебства.
- Без соответствующего отношения участников: слишком большие отступления от дресскода, неподобающее поведение (например, расталкивать дам на фуршете или сознательно становятся на танцы со сменой партнёра, не зная танец).
- Без ощущения причастности к общей радости (зависит от подачи танцмейстера и ведущего), удовольствия использовать приобретённые навыки (тут важно посещать МК и быть в курсе танцев), динамики мероприятия от "светского" и "высокого" к общему безудержному веселью с кульминацией на последнем танце (зависит от умения ведущих чувствовать зал и в нужный момент ставить нужный танец, под музыку, затрагивающую душу танцора).





3.5 Что важнее всего на Фестивале?

Так как мы проводим Фестиваль Исторического Танца, нам было особенно важно узнать, зачем люди едут на Фестивали, что они хотят получить.


3.6 Как вы относитесь к выездам на мероприятия в другие города?



Как видно по схеме, крайней популярностью пользуется ответ: "Хотел бы ездить, но..."
Какие же "но" останавливают людей:
- Дорога
- Время
- Деньги
- Дети
- Нехватка опыта
- Личные страхи
В целом, мы считаем, что всё преодолимо, если действительно есть желание познать новое, познакомиться с людьми, сменить обстановку. Поэтому наша студия всем желает справляться с проблемами и ездить друг другу в гости!

3.7 Какая цена приемлема для вас за Бал (историческое здание, музыка, еда и т.д.)

Здесь мы снова обращаем внимание на то, что условия в центральных городах и в регионах абсолютно разные. Здесь имеется в виду наличие исторического здания, возможность приглашения оркестра и. т.д. и, конечно, ценовая политика крайне разнится.


3.8 Какая цена приемлема для вас за танцевальный вечер?



Четвёртая часть нашего опроса: Выступления, концерты, конкурсы, соревнования


4.1 Как вы относитесь к выступлениям на публику?

4.2 Насколько нужны историческому сообществу выступления?

Наше отношение к выступлениям: нужны однозначно. Таким образом мы привлекаем новых людей в наше сообщество. Если не выступать, а только проводить закрытые мероприятия, то всё больше будет появляться "псевдоисторических" танцев в безумных футуристических костюмах а-ля "где-то подсмотрели, вроде так было". Если мы можем показывать красивую и правильную историческую картинку, то почему бы и нет. В этом случае открытые выступления типа мастер-классов не смогут показать всей красоты и глубины происходящего. В любом случае для выступлений всегда (!) нужно отдельно репетировать и следить за собой в несколько раз сильнее, чем на внутренних мероприятиях.

Мы также хотим показать несколько полных ответов других людей:
- Возможность лишний раз потанцевать нельзя упускать, без пиара загнёмся, нужно выступать на городских мероприятиях.
- Не нужны, считаю, что для привлечения людей лучше стоит проводить открытые мероприятия с лёгкой программой.
- Не всегда Исторические танцоры танцуют эстетически привлекательно. Бал - это "междусобойчик", если кто-то чего-то напутал, нестрашно.. Ему помогут партнёры, viz-a-viz. На сцене другие правила. Танцующие должны хорошо выглядеть, двигаться, держать лицо, элементарно, держать рисунок танца. Если какой-то Клуб или студия владеют этими навыками - ради Бога, пусть выступают. Но иногда это жалостное и убогое зрелище...
- Зависит от уровня выступлений. Некоторые выступления способны создать крайне отрицательное впечатление.
- Спорный вопрос. Одни зрители смотрят на красиво танцующих и хотят научиться также. Другие - пугаются, что никогда так не смогут и не приходят на занятия. Так что для привлечения конкретных студентов в конкретную студию - вряд ли. А вот для привлечения внимания в целом, что такое направление в принципе существует в природе, что бал - это современное развлечение, а не атавизм и не игры упоротых реконструкторов и ролевиков - не помешает.
- Любые показательные выступления - это в первую очередь привлечение людей к самому факту того, что существует не только современная хореография и танцы, но и такой вид. А уже потом возможность показать и заинтересовать людей, привлекая таким образом в изучение исторических танцев, а так же культуры и костюмов тех эпохи.
- Историческому сообществу нужны красиво и качественно поставленные массовые танцы, чтобы массовый танец рядовых участников показывал, что танцы - они для всех и каждого.
- Выступления во вне привлекают новичков (Хочу так же!). Выступления внутри сообщества (соревнования) мотивируют повышать свой уровень.
- Нужны, таким образом мы привлекаем публику со стороны, наши качественные балы - закрытые мероприятия. Поэтому нужны отдельные выступления для рекламы.
- Нужны, таким образом мы привлекаем публику со стороны, Приятно всем посмотреть на хорошее выступление,это как подарок всем. А самой- самовыражение. Ведь есть ,что показать))
- Нужны, таким образом мы привлекаем публику со стороны, Ученики студии получают дополнительную возможность реализовать себя, получить приятные эмоции, возможно, заработать.
-Нужны, таким образом мы показываем как былО, искореняя мракобесие из общественного сознания.

4.3.Что для вас интереснее?


4.4 Если вы все-таки решились на выступление, что для вас будет иметь самое большое значение?

И дополнительно отвечали, что важно привлечение новых людей, возможность заработать, доставить радость другим.

Один из ответов:
- Скорее показать публике (и другим танцорам), каким может быть выбранный танец, если исполнять его правильно (и по схеме и по технике), синхронно и красиво. На балах и вечеринках очень многие танцы много теряют, потому что все танцуют как умеют.


4.5 Что для вас было бы самым неприятным в публичном выступлении?

Дополнительно писали о пугающих форс-мажорах:
- Падение, забывчивость, несоответствие партнера.
- Отношение публики.
- Осуждение, непонимание.
Некоторые были согласны на выступление, только если коллектив поддерживает.

И один из ответов:
- Когда люди воспринимают людей в костюмах просто как возможность сделать клевые фоточки с ними

Пятая часть опроса: Заключение


5.1 Как вы думаете, сколько ещё лет вы будете заниматься, ходить на балы, крутиться в историческом сообществе?

Приятно, что большинство людей ответило, что не собирается бросать танцы, пока есть силы! Что готовы ещё долгие годы приходить на занятия и мероприятия!

И самые интересные ответы:
- Пока смогу, чем дольше, тем лучше! Я занимаюсь меньше года, но уже не представляю, как с этим можно расстаться.
- Пока могу ходить, но пример, даже если пучина жизни накрывает окончательно, всё бальное просто ставится на паузу.
- Много. Видимо, пока смерть не разлучит нас : D Как-то ходила на танцы после большой операции, с бандажом на пузе и болью в том же пузе, на работу вышла спустя 2 месяца, а танцы пришла через пару недель после выписки. Да, я немножко фанатик)))
- Пока что на этот вопрос ответить сложно. Планирую еще долго. Потому что в данный период моей жизни танцы для меня значат очень многое. но бывают ситуации, независящие от человека. Поэтому на данный момент мой ответ: "Как можно дольше".
- Пока танцую - я живу.


5.2 Что определяет понятие "Исторические танцы"?

Этот вопрос крайне интересный и сложный, нужно дать определение, что же такое Исторические танцы, без чего они теряют свою изюминку. Мы спрашивали у многих людей ответ на это вопрос, и у всех разное мнение: так, например, иностранцы не видят исторические танцы без исторического места и музыки, студентам не нужно ничего кроме схем, реконструкторам нужно всего и побольше... Для нас исторические танцы - это всё-таки, прежде всего, непосредственно движения, этика, стиль эпох и уже после костюмы и прочее. Впрочем, любое мнение важно и ценно, здорово, что многие задумываются и ищут ответы на интересующие их темы, а не останавливаются на одном месте!


И всё-таки, что такое исторические танцы именно для вас?

Самые вдохновенные ответы именно здесь. Мы не выкладываем все 214 ответов, но хотим поделиться небольшой частью:
- Эмоциональный комфорт - галантные кавалеры, изящные дамы, позитив красивого движения под прекрасную музыку, умные интересные увлечённые друзья вокруг.
- Возможность путешествовать во времени и пространстве.
- Хобби, друзья, общение, совместные проекты.
- На данный момент цель и смысл жизни, который держит меня на плаву.
- Возможность почувствовать историческую эпоху в наши дни, а также разделить эту любовь с другими людьми. Это возможность быть женственной, утонченной леди, всё то, о чем в современном мире уже забыли.
- Для меня лично это особая атмосфера, наполненная радостью тонкого общения, удовольствием от танца, погружение в мир эстетической красоты и одухотворения.
- Любимое хобби, плавно переходящее в образ жизни.
- Значительный кусок жизни, с постепенным и последовательным общим и личным ростом. Начиная от платьев из крепсатина (у меня тоже было :)) и московского менуэта на всех мероприятиях с ростом в настоящую стилизацию и реконструкцию с соблюдением временных этапов в танцах, правил пошива и прочего. Это повод оглянуться назад, улыбнуться, а потом пойти ностальгически танцевать)
- Один из разделов хореографии, очень большой и перспективный.
- Мне нравится ощутить себя частью истории. Завораживающее чувство.
- Отдушина, возможность натанцеваться и на кружиться, а ещё приносить радость другим, когда они приходят на наши мероприятия.
- Наркотик.
- Возможность танцевать - современные я не люблю и не умею. Это мои ритмы танца. Общение. Поддержка.
- Веселье и эндорфины.
- Возможность изучить действительно интересные и зрелищные танцы и выступать с ними, наряжаться в исторические костюмы, присутствовать на балах и общаться с хорошими людьми.
- Полёт.
- Важная часть жизни; возможность почувствовать себя персонажем иной эпохи; романтика.
- Возможность попасть в те эпохи, культурный мир которых мне интересен и близок.
- Реконструкция истории.
- Способ реализовать свой творческий потенциал, любовь к танцам, развитие организаторских способностей, любовь к красивым костюмам, погружение в сказку.
- Исторические танцы для меня - это способ быть полезной в этом мире.
- Место, где я могу следовать за преподавателем, и учиться чему-то новому, после нескольких неудачных попыток достигая результата и успеха.
- Приятное общение, красота, работа :) Сплошное удовольствие и кайф, если честно.
- Это невероятная возможность без машины времени вернуться в прекрасную эпоху, где другие нравы и беседы, другие одежды и красивые групповые танцы.
- Спорт,музыка,движение, рост навыков,самовыражение и исполнение детской мечты: красиво танцевать в красивых платьях старинной или сказочной эпохи, самостоятельно шить эти костюмы себе и другим,приносить радость людям с помощью этой красоты,уход от обыденности жизни и дурацкой моды современности.Кажется,что прежде приличия соблюдались более,чем теперь. Кавалеры бережнее обращались с дамами,соблюдали этикет.
- То, ради чего я переехала в другой город.
- Любовь! Любовь к танцам, ученикам, к мужу, с которым познакомилась на балу. ИБТ- для меня - это любовь, судьба, самореализация, изучение и погружение в исторические источники, а также, опыт.
- Это возможность поверить в себя, узнать и больше полюбить свое тело, дополнить имеющиеся знания по эпохе танцевальным навыком, встретить ещё больше новых интересных людей.
- Работа от которой получаю удовольствие:)
- Исторический колорит, расширяющий кругозор, тренирующий память и богатая база навыков и умений, которая расширяет круг общения. Кроме того, что это приятное времяпровождение, способ общения и интересное направление, в котором бесконечно можно находить для себя что-то новое, развиваться, это некая философия.
- Моя работа, выросшая из хобби. Мои постоянно пополняющиеся знания. Огромный круг новых знакомств в России и не только. Моя физическая форма, поддерживаемая неизнурительными, комфортными, приятными для меня занятиями.
- Это полезное и красивое увлечение, необходимое для отдыха головы и тела, это возможность окунуться в прошлое и прожить частичку их времени.
- Нравится общение в паре, чувствовать себя мужчиной - кавалером и женщину - дамой. Ощутить себя в другой эпохе.
- Когда душа поет, а тело умеет вытворять разные штуки)
- Быть настоящей женщиной.
- Исторические танцы - это возможность изучить традиции прошлого. Занятия в таких студиях дает человеку массу положительного опыта для жизни. Это правильно общение между женщиной и мужчиной . Физическая форма и выносливость. И многое другое )
- Призвание.
- Культурный пласт, помогающий понять менталитет разных народов и как он менялся со временем. Способ заявить о себе помимо пения и игры на музыкальных инструментах. Способ заработка.
- Путешествие, по страницам книг.
- Мечта моего детства и юности.
- Целая жизнь!



5.4 Комментарии

Спасибо огромное всем, кто написал нам комментарии с благодарностями, очень приятно!!!

Ну, и хотим снова поделиться некоторыми дополнительными мыслями:
- Для меня главное - атмосфера, в ИТ, как и во всём остальном. Поэтому считаю важной личность преподавателя - имхо, нынешние школы ИТ формируются вокруг преподавателя, а не хореографии или места расположения зала.
- Спасибо. Приятно было побеседовать )).Понравились разнообразные вопросы. По поводу "живой музыки": нечасто музыканты могут хорошо играть для танцующих. Для этого нужен навык, репетиции, сыгранность, понимание схемы, выдерживание нужного, комфортного темпа, виртуозность, а не халтурка. Нет смысла завышать цену билета из-за понтов по поводу кривой "живой музыки". Поэтому лучше будет сэр- магнитофон и диджей к нему. Думаю,что большинство танцоров,даже не искушённых в музыке, это мнение поддержат.
- Не хватает мероприятий, на которых танцы будут ядром, но не заполняющим так много времени. Например, костюмированный выезд на пару дней в какую-нибудь усадьбу с мастер-классами и балом, а ещё прогулками, досугом, литературным кружком, да хоть верховой ездой. Или бал, который продлится целую ночь. С азартными играми, атмосферным ужином и т.п.
- Наша задача для маленького провинциального города - дать возможность заниматься всем желающим в студии исторического танца бесплатно. Для поднятия культуры в обществе и создания правильных тенденций в развитии человеческой личности в наше время.
- Замечательно, что люди увлеклись этими танцами. Они доставляют человеку огромное удовольствие . Огромное спасибо педагогам разных городов за их труд. Удачи им и терпения со своими учениками. Всех благ.

От нас

Мы хотим выразить ОГРОМНУЮ благодарность всем, кто поучаствовал в нашем вопросе, высказал своё мнение, написал свои пожелания, поделился мыслями. С большим удовольствием мы будем использовать материалы этого опроса, чтобы улучшить нашу дальнейшую работу!!!

Дополнительно, прикладываем трансляцию по этой же теме:


Огромная просьба, использование материала - только с указанием источника: студия исторического танца "Трианон" 2020, Аносовы Егор и Элана

Возврат к списку