">
Тенденции моды, этикета и стиля 1850-60

В нескольких книгах 19 века было написано одинаковое вступление о тенденцих моды, этикета и стиля
Вот переведенная статья




Туалет (костюмы)

Первая вещь, о которой необходимо задуматься даме, это простота наряда, независимо от стоимости материала – такая простота, которая производит наилучший эффект при наименее заметном труде и наименьшем количестве украшений.
Следующая вещь, которую стоит принять во внимание, это элегантность покроя и уместность цветовой гаммы. В общем и целом, мода определяет первое, однако последняя вещь должна быть предоставлена личному вкусу. В выборе цвета платья дама должна полагаться на собственную фигуру и цвет лица. Если дама стройная и воздушная, ей должны подходить белый цвет и светлые тона. Если она склонна к полноте, светлых оттенков следует избегать, так как они обычно добавляют объёма обладательнице такого платья.
Бледные цвета, например, розовый, лососёвый, светло-голубой, кукурузный, цвет зелёного яблока, а также белый являются самыми модными среди блондинок, считается, что они отлично сочетаются с их цветом лица. Яркие цвета чаще выбирают брюнетки, по той же причине.
Гармония платья включает в себя идею контраста. Бледная девушка выглядит ещё бледнее, а брюнетка выглядит менее тёмной в контрасте с сильными цветами. Но если девушка, будь она блондинкой или брюнеткой, хороша сама по себе, и лицом и фигурой, она может без боязни принять любой стиль, или оба, для разнообразия; поскольку универсальная манера одеваться носит характер манерности и официальности – черта, несовместимая с высочайшим совершенством любого из изобразительных искусств.
Материал платья должен быть самого лёгкого покроя – чем больше похож на паутинку, тем лучше. Богатая атласная нижняя рубашка должна всегда иметь поверх либо креп, либо сетку. По общему мнению, чем меньше отделки у платья, тем лучше. Однако в этом моменте личный вкус может иногда с успехом допускать отклонения от общепринятой нормы.
Дамы также должны помнить, что кавалеры больше внимания обращают на эффект платья, подчёркивающего лицо и фигуру дамы, чем на его стоимость. Очень мало кавалеров знают толк в ценности дамских платьев. Дамы часто критикуют это. Красота женщины и элегантность её манер всегда будет привлекать больше восхищения со стороны противоположного пола, чем красота и элегантность различных модных нарядов нынешнего дня. Сейчас в моде длинные платья; однако при пошиве подобных платьев не следует делать их настолько длинными, чтобы они касались пола; так как в подобном случае они рискуют быть порваны уже к середине вечера. Практически невозможно протанцевать несколько танцев, избежав подобного инцидента, если платье будет тащиться по полу, кроме как с внимательным, опытным и надёжным партнёром.
Причёска должна соответствовать платью, хотя дамы, имеющие красивые пышные волосы, в меньшей степени или совсем не нуждаются в искусственных украшениях; простой цветок – это всё, что нужно. Тем, кто не так одарён в этом смысле, хорошо подходят венки.
Высокие дамы должны избегать ношения украшений через голову, так как это добавляет им роста. Венок или свисающие цветы будут предпочтительны. Белые атласные туфли обычно носят с платьями светлых тонов, а с тёмными – чёрные или бронзовые. Перчатки должны соответствовать изяществу всего костюма.
Траур в любом выражении всегда оставляет мрачное впечатление и, следовательно, не подходит для бальной залы; но поскольку обычай украшения такого одеяния алым цветом вошёл в моду, меланхоличному образу была придана атмосфера жизнерадостности.
Чёрное атласное платье лучше всего выглядит, будучи покрытым сеткой, тарлатаном или крепом – последний носят только в случае траура.
Кавалерский бальный костюм имеет незначительное разнообразие, поскольку обычно кавалеры появляются в чёрном. Чёрный шейный платок на данный момент преобладает; с ним лучше всего контрастирует белый жилет, который, как правило, и носят. Однако когда кавалеры надевают шейные платки белого цвета или причудливой расцветки (пёстрых цветов), преобладают чёрные и тёмные жилеты. Ботинки из эмалированной или лакированной кожи считаются приемлемыми. Туфли-лодочки вышли из моды, кроме официальных государственных балов, где носят придворную одежду. Сейчас в моде белые или лимонного цвета перчатки и рубашки с вышивкой.

Бальный зал
Бальные залы, со всеми украшениями, приёмными комнатами и пр. и пр., как и вкусы, различаются настолько сильно, что невозможно описать какую-либо преобладающую их форму. Но что приносит наибольшее удовлетворение танцующим, так это зал прямоугольной формы, одна сторона которого слегка длинней другой. Преимущество такого, почти квадратного зала, заключается в следующем: его можно использовать для построения одного или двух кадрильных сетов, а также одного или двух кругов для парных танцев. В то же время, если бы зал был полностью квадратным, в нём не получилось бы разместить два сета; и если бы он был длинным, в нём также нашлось бы место лишь на один сет с одной из сторон.
Голова зала – это та часть помещения, в которой будет расположена голова стола, когда в зале накроют ужин. Обычно эта часть самая дальняя от двери. В случаях, когда с одной стороны зала располагается оркестр, именно эта часть считается головой зала и располагается она максимально далеко от главного входа в помещение. Всегда важно знать и помнить, где находится голова зала, так как пары, располагающиеся в этой части, всегда первыми начинают танец.
Хороший пол крайней необходим для бального зала. Если пол жёсткий, с этой проблемой можно справиться с помощью туго натянутого холста. Обычная практика для танцевальных вечеров в личных владениях – это натягивать холст поверх ковров. В больших бальных залах общественных балов размеры кадрильных сетов отмечаются мелом или белой краской. Помещение должно быть хорошо освещено и проветрено – периодически на эти вещи не обращают должного внимания. На балу должна звучать хорошая музыка, так как плохое музыкальное сопровождение нарушит красоту, испортит удовольствие от танцев и всего вечера.
Когда дама и кавалер входят в частную бальную комнату, они первым делом должны найти хозяйку вечера и засвидетельствовать ей своё почтение. Однако входя в помещение для крупного общественного бала, кавалер сначала предлагает даме сесть, или ждёт у входа, чтобы проводить даму на место. Кавалеру следует надеть перчатки и быть во всех отношениях подготовленным, прежде чем войти в зал.
Когда кавалер направляется на бал в одиночестве (обычное дело для молодых джентльменов), ему надлежит подойти к распорядителю или одному из организаторов вечера, который представит его любой даме, с которой тот пожелает танцевать. Дама никогда не откажет кавалеру, представленному таким образом, если только она уже не приглашена или не является частью группы, которую не может покинуть. Отказ будет нарушением правил хорошего тона, так как распорядитель бала, вполне ожидаемо, очень осторожен и щепетилен в этом вопросе, дабы не представить даме какого-либо кавалера, слабо разбирающегося в танцах, или исключительного в каком-либо другом отношении. Ни один кавалер с посредственным навыком танца не должен искать знакомства с дамой при подобных обстоятельствах. На частных танцевальных вечерах знакомство гостей и необходимые представления выполняют хозяин или хозяйка дома, либо члены их семьи.
Поскольку дамы не наделены привилегией приглашать кавалеров на танец, забота кавалеров – следить, чтобы дамы не сидели долгое время в ожидании партнёров, так как одно из самых грубых нарушений правил хорошего тона, в котором можно уличить кавалера в бальном зале, это стояние без дела, пока дамы ждут приглашения на танец. Такой кавалер производит впечатление либо раздражённого дамским отказом, либо слишком гордого и высокомерного, чтобы танцевать с кем-либо, кто не относится к его фавориткам.
Какие бы предпочтения ни были сделаны в бальном зале, ни одно из них не должно быть продемонстрировано в публичном выражении удовольствия, так как все гости должны быть одной большой семьёй, а всеобщая учтивость и любезность должны преобладать. Идеальная вежливость скрывает предпочтения и выглядит очень уместной. Фаворитизм подходит лишь для частной жизни. Влюблённые склонны забывать об этом в бальном зале, что делает их неприветливыми, а иногда даже чрезвычайно неприятными в своей исключительной преданности друг другу. Бальный зал – неподходящее место для любовных отношений, в нём уместно лишь всеобщее приятное общение. Особенно дамам следует помнить об этом, поскольку ни одна барышня, сколь бы красивой, совершенной и достойной она ни была, не может позволить себе потерять хорошую репутацию общества, в котором она вращается. Кроме того, красота без хороших манер очень быстро создаёт чувство, очень далёкое от любви. Кавалеру не стоит ни часто танцевать с одной дамой, ни приглашать какую-либо даму на множество танцев заранее, поскольку это обязывает её танцевать больше, чем было бы для неё приемлемо. Возможно, также из-за этого она будет вынуждена отказать себе в удовольствии и воздержаться от танца с каким-либо особенным другом, который чуть позже пригласит её. Дама может один раз отказаться танцевать с кавалером под предлогом, что она уже приглашена. Кавалер может попросить разрешения заглянуть в её бальную программу, и в случае, если она не заполнена, предложить записать своё имя на какой-либо более поздний танец. На это дама может ответить: «Вы, разумеется, можете записать своё имя, однако я уже буду дома, когда объявят этот танец».
Если кавалер приглашает даму танцевать и получает вежливый отказ, он не должен выражать никаких признаков неудовольствия, увидев её танцующей с другим. Но в этом случае он совершенно точно будет иметь оправдание никогда больше не повторять свою просьбу.
Никогда не приглашайте даму в течение танца или когда даму приглашает другой, никогда не шепчите даме на ухо, не разваливайтесь на стуле или диване во время танцевальной части.
Избегайте любой недружелюбной и недоброжелательной критики, насмешки или сатиры, поскольку таковые никогда не покажут вас в лучшем свете в глазах тех, к кому вы обращаетесь, и могут быть повторены в ваш адрес, нанося ущерб вам самому. Кроме того, они выбиваются из общей гармонии и атмосферы бала, которая является и должна быть средоточием добрых и благородных сердец, скорее, успокаивая, чем раздражая и уязвляя чувства. На малых танцевальных вечерах, где могут отсутствовать танцевальные программы, приглашения не должны совершаться до объявления танца.
Женатые пары не должны танцевать друг с другом; возможно, в этом нет никакой явной непристойности, а отклонения от правила могут быть иногда целесообразными или неизбежными, однако более благородно и, следовательно, более вежливо женатым кавалерам танцевать с другими дамами.
Балы никогда не должны быть слишком многолюдными, так как это нарушает красоту и удовольствие от танцев. О каком удовольствии может идти речь во время кадрили или вальса, когда у вас нет даже полутора метров, чтобы развернуться? В самом деле, ни о каком. Благотворительные балы, однако, составляют исключение из этого правила.
По окончании танца кавалер должен предложить даме отдохнуть и освежиться. Если она не примет это приглашение, он провожает проводить даму до её места и, если кавалер не решит присесть рядом с ней, он кланяется и удаляется.
Покидая скромный танцевальный вечер, необязательно прощаться и говорить хозяину и хозяйке: «Доброй ночи». Когда люди покидают мероприятие на глазах у гостей, это часто разрушает атмосферу вечера. Однако стоит поискать возможность намекнуть о вашем намерении уйти, так как это считается более уважительным и подобающим.
Если на вечере подан ужин, кавалер должен проводить свою последнюю партнёршу в зал для ужина, если только у него не было более ранних договорённостей на этот счёт, или хозяйка вечера попросила его сопроводить на ужин какую-либо другую даму. В последнем случае он должен найти себе замену и в то же время принести соответствующие ситуации извинения.
Если кавалер представлен даме на балу, он не обязан впоследствии признавать знакомство с ней. Следовательно, он не должен кланяться ей, если встретит её на улице, если только она не сделает это первой.
За границей принято, чтобы кавалер кланялся даме впоследствии. Но это идёт вразрез с правилами этикета высшего общества.
Ни один джентльмен не должен предлагать своих услуг, если требуется проводить даму домой, не будучи знакомым с ней, или без просьбы на то хозяина или хозяйки вечера.
Гости, приглашённые на танцевальный вечер, должны приходить как можно раньше, так как их отсутствие часто задерживает начало вечера и саму танцевальную программу до позднего часа, что является одним из зол общественных и частных балов. Принимая приглашение на частный танцевальный вечер, стоит максимально строго придерживаться времени начала, так как пунктуальные гости испытывают неудобство до прибытия остальных. Кроме того, ваше опоздание выглядит как желание продемонстрировать свою важность, когда вы появляетесь в бальном зале позже заявленного.


Charles Durang 1856
Thomas Hillgrove 1857
Elias Howe 1862